Вокал и певческий голос. В вопросах и ответах

Тема в разделе 'Беседка караокеров Москвы и Подмосковья', создана пользователем Руслан, 26 дек 2014.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Алексей, я по возможности делюсь здесь некоторыми советами и своими наблюдениями в надежде, что кому-нибудь это пригодится.

    Первым делом выберите себе те иностранные языки, на которых вам нравится петь. Я сразу для себя отсёк английский (могу петь, но реально достал, звучит из всех подворотен), французский (для меня сложен в произношении) и немецкий (терпеть не могу его в вокале). Затем исполнителей, которые вам нравятся в исполнении на этих языках. Желательно, чтобы их было немного (2-3). И желательно, чтобы были близки по типу голоса (это не принципиально, хоть исполнитель другого пола). Затем поищите в их репертуаре относительно несложные, мелодичные песни с небольшим диапазоном, чтобы не пытаться прыгнуть сразу в 4 оборота, не умея ещё делать прилично и 2.

    Раньше ведь люди были не идиоты: вокалу учили постепенно, на очень спокойных произведениях, без драматизьму и без больших скачков в интервалах (секунда, терция, не больше). И лишь когда голос успевал окрепнуть на этих учебных планерах, можно было постепенно переходить на более сложные в управлении "самолёты".

    Если выбрали языки, которые в школе и институте не изучали, не беда. Важно ухватить мелодику речи. Раздобудьте текст. Посмотрите его дома (а не на экране в клубе). Вслушайтесь в произношение оригинала, гоняя дома его трек и вычитывая параллельно текст. Тогда у вас установится связь между текстом и произношением. Ищите нюансы произношения и пытайтесь их точно передать. Раздобудьте перевод, чтобы понять, о чём там вообще речь. Это важно.

    Затем раздобудьте минусовые фонограммы, максимально близкие к тем, которые используются в AST и/или Evolution. Достаточно просмотреть два ресурса: x-minus.org и vkmonline.com. С большой вероятностью там найдёте почти в точности ту же фонограмму, что звучит в клубах. Затем попробуйте дома подобрать тональность, в которой вам удобно петь. Средства транспонирования (изменения тональности) обычно доступны. В крайнем случае воспользуйтесь программой Prosoniq Time Factory. Можно конечно экспериментировать и в клубах, но это более накладно и менее качественно. И вот когда вы уже готовы репетировать, выбирайте клуб, где небольшой песенный круг и хороший звук. Репетируйте. Доводите выбранные произведения до ума.

    Как пройдете этот этап, начинайте понемногу наращивать сложность произведений (среди выбранных исполнителей), но без фанатизма. Даже те, кто сидит на гортани, на тихих произведениях без напряжения голоса поют в микрофон вполне нормально. Отстраивайте свой голос постепенно. Не бегите впереди паровоза. И желательно не пытайтесь тембрально подражать оригиналу. Это попугайничанье ни к чему. Ищите свой тембр. Который ложится на жанр и песню, но свой.
    Елисей нравится это.
  2. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Слава, понимаю твою страсть покорять непокоряемое, но побереги хоть иногда свой голос. "Un amore cosi grande" для тебя даже на -4 -- большой напряг.

    Вот лирический шансон, напр., "Никто тебя не любит так, как я" у тебя получается очень симпатично и грамотно. Развивай больше эту стезю. Она для тебя выигрышная.
    Клуб Караокеров нравится это.
  3. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Мне приятен этот закон.Хоть и в клубы пошел почти при его принятии...но и без него застал дискомфорт.
    Слушают,или нет...может зависит,что поешь и главное...как?
    Клуб Караокеров нравится это.
  4. Елисей

    Елисей Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Учил в школе немецкий, английский нулевой. Думаю, одну-две композиции можно освоить и даже нужно. Осваивал перед конкурсом Zucchero - Baila Morena, но никак она мне не далась. Педагог по вокалу, которая подготавливала перед конкурсом, решила, что песня под мой темб. Но для меня инглиш – тёмный лес. Вроде и перевёл и почитал, понял, о чем речь в песне. Но так мы её и «похоронили». Большое спасибо за рекомендации! Что ж, будем стараться штурмовать непреступную крепость заокеанских музык!
    Клуб Караокеров и Galanik нравится это.
  5. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Руслан,а в чём опасность для Вячеслава петь такие вещи?У него слышны красивые,теноровые ноты(хоть и поет баритоном),а значит всё ок!Голос он себе не сорвет,отпев в клубах несколько лет...поет он эту вещь в конце посещения,а получается она у него хорошо.
    Клуб Караокеров и Galanik нравится это.
  6. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Большой напряг -- не значит, что непременно сорвёт голос. Но я бы ему не советовал. Как, впрочем и Руссо "Я не люблю вас и люблю". Крикливость на гортани к хорошему не приведет. Но он же всё равно будет делать по-своему. ;)
  7. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Руслан,откуда такая информация,про "раньше"?Может это блеф вокальных школ современности?Великие певцы прошлых времен России начинали (многие) в церковных хорах...а там,о спокойной школе можно было бы помечтать.Т.е. петь "тихонько"и чтоб прихожане слышали,не получалось...сразу обучали с фортиссимо,постепенно добавляя лирику.
    Это сейчас все кричат:первые два года...ни-ни!!!Никаких форте!Постепенно!!!А как постепенно,если он привык...шептать?
    Клуб Караокеров нравится это.
  8. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Милая наивность. Если не было, то не будет? Да неужели? Русская рулетка в чистом виде.

    Был такой у нас замечательный лирико-драматический тенор Евгений Райков, народный артист СССР, солист Большого театра. Был немного нездоров. Рискнул петь партию Радамеса в "Аиде". Остался без голоса. Всё. Карьера оборвалась мгновенно. Голос был роскошный. Пришлось ему потом директорствовать в Большом.

    Его "Ах ты, душечка" просто великолепна. Был в своё время покорён этим исполнением.

    Клуб Караокеров нравится это.
  9. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Про эту песню речи нет,она экстрим 100%,а вот итальянцы не глупцы в технике и там совершенно другое.Крикливости на гортани в Унаморе у него нет,или почти нет.
    Клуб Караокеров нравится это.
  10. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Дмитрий, дело всё в том, что историей бельканто я интересуюсь глубоко последние четыре года. Штудирую диссертации, копаюсь в итальянских онлайн-архивах. Мне это очень интересно. В этом году планирую выпустить, наконец, свою книгу "Искусство красивого пения: эволюция бельканто". Так что пишу не ради красного словца, уж поверьте. ;)
    Клуб Караокеров нравится это.
  11. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Немного нездоров,не распевался(ну конечно,ведь Мастер!).....самоуверенность не есть хорошо.
    Клуб Караокеров нравится это.
  12. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Поищите себе что-нибудь на итальянском. На нём удобно учиться петь. И можно найти драйвовые композиции. Ту же Zucchero - Baila Morena можно, полагаю, всю спеть на итальянском.
    Клуб Караокеров и Елисей нравится это.
  13. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Хорошо,Руслан...написать книгу!Бог в помощь!
    Вот недавно спам пришел с инет пространства.Огромная статья про опору звука.Отлично!.....Опора в вокале-дело нужное и полезное!Но потом статья съехала на...гортань:eek:.От этого пришлось её закрыть и забыть.Т.е. авторов много и тоже берут информацию где-нибудь...а как проверить её?

    Гортань...Ваше мнение.Должен ли вокалист вообще знать что это такое?И где она находится...должен ли "есть горячую картошку"???И т.п...:eek:
    Клуб Караокеров нравится это.
  14. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Если ему хочется раскрыть свой природный голос, поменьше иметь проблем со связками, узелками и кровоизлиянием, про гортань надо забыть раз и навсегда. Её нет.

    Опору начинающий вряд ли быстро сможет в себе нащупать, особенно если привык тембрить и все объемы строить во рту. Опора ведь -- это воздушная подушка, которая создается в бронхах и трахее. А как её создать, если человек не в курсе, где и как что-то там перекрыть, чтобы утечки воздуха не было.

    Люди обычно поют по принципу духовой трубки индейцев, т.е. выпускают звуки (вместе с воздухом), как дротики. Или выдавливают звук из себя, как пасту из тюбика. А воздух надо беречь, перекрывать краники. Только сами краники сразу не строятся. Особенно если сидишь по 8-10 часов за компьютером с расслабленным животом. Откуда им, краникам, взяться без тренажа?

    Если хочется добиться второй (камерной) или даже третьей вокальной позиции гортани (максимально опущенной), надо закрыть рот и открыть гортань. У нас либо всё открываем, либо всё закрываем. Гортань открывается воздействием на ЦНС (центральную нервную систему), т.е. надо ПРЕДСТАВИТЬ себе некий образ, который вызывает срабатывание рефлексов. Зевота, горячая картошка, тошнота, рвота -- да что угодно. Когда понятно, какого эффекта физически надо добиться, ищите удобный для себя образ. Тогда рефлексы заработают. Проблема многих в педагогов в том, что они упираются в один шаблонный образ. Но кому-то он может не подойти. Ну не давился человек никогда горячей картошкой. А вот рвота наверняка была. И это ему понятно.
    Клуб Караокеров и Gourmet нравится это.
  15. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Вашу книгу можно будет купить...:)
    Клуб Караокеров нравится это.
  16. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Разумеется, должна быть в продаже. Но загад не бывает богат. Не будем опережать события. Это будет не книга по обучению вокалу. Она больше про историю вопроса, о том, что есть бельканто и какого каторжного труда и самоотречения это людям стоило.

    Впрочем, возможно будет и свободный для скачивания вариант, где больше внимания будет уделено современной практике вокального искусства. То бишь, это уже полезнее будет вокалистам с практической точки зрения. В общем-то эту колонку (ветку) веду в надежде накопить со временем здесь критическую массу реально полезного. А это будет понятно только в ходе беседы, а не монолога.
    Клуб Караокеров нравится это.
  17. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Как я понимаю,что это целая наука и множество ограничений.Не поел-досвидос...понервничал-досвидос...недоспал-досвидос...и т.п.
    Ограничения...о них что надо знать?
    Клуб Караокеров нравится это.
  18. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    В вокале есть:
    1. Инструмент.
    2. Техника игры на инструменте (с учётом традиций и законов выбранного жанра).
    3. Исполнитель.

    Замените вокал гитарой (скрипкой) и будет понятна аналогия. Люди в общем-то понимают, что на плохой и расстроенной гитаре игра будет соответствующей. Но в отношении голоса состояние своего инструмента (голоса) их мало волнует. Есть и есть. А то, что в ужасном состоянии, -- дело десятое.

    В академическом вокале годами строят инструмент. Тогда как технике игры на настроенном инструменте время уделяют по остаточному принципу. Хотя понятно, что старинную музыку надо вроде как исполнять строго (темп, длительности и прочее), а, скажем, музыка периода романтизма даёт возможность немного "похулиганить". Романсы классические надо брать одной техникой, а оперные арии -- другой. Ну а сам исполнитель (сценическая подача, энергетика и прочее) вообще выходят за скобки. На них просто нет времени.

    В эстрадном вокале с точностью до наоборот. Инструмент волнует не особо. Да, его как-то там настраивают, но очень на глазок. Качество не заботит. Поскольку микрофон вносит много помех (в смысле полезных). Крутанул ручку -- сэкономил три года пахоты. А вот исполнитель и его развитие -- главный фокус. Что касается техники, то сейчас чаще встретишь полууниверсалов -- когда и джаз, и рок, и попса в одном флаконе. Правда, по-хорошему исполнитель всё равно погружается во что-то одно. Тут как и в легкой атлетике. Да, человек может бегать и средние дистанции, и длинные, может гладкий бег, может и с барьерами, но если начал на чём-то специализироваться, обязательно страдает универсальность. Просто в силу того, что время не резиновое.

    Что касается ограничений, то надо понимать, что весь организм человека и есть вокальный аппарат. Не только глотка и связки. И если даже был какой-то нервный срыв, инструмент расстроен. Вынесите скрипку из теплого помещения на пару минут в холодное. Будет фальшь. С человеческим телом ситуация много хуже.

    Представьте себе, что вы играете на фортепиано, а клавиши начинают залипать, клавиатура разъезжается, струны и молоточки работают как им вздумается. С голосом реально подобное может происходить. И исполнитель иногда вынужден в пожарном порядке уже на ходу собирать по кусочкам инструмент. Какое там проникновенное пение...

    В общем, режим (хороший сон), ощущение своего организма (тела) -- всё это в двух словах не описать. Среди академистов есть много на сей счёт предрассудков. Вплоть до того, что некоторые даже специально поют с сальной головой, не моют волосы (типа звук круче). Не без этого, но к чему такая ерунда, если даже изменение влажности в помещении тоже влияет очень сильно. Значит, надо уметь самому компенсировать потерю качества. А не быть в плену у предрассудков.
    Клуб Караокеров нравится это.
  19. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    :eek:.....я думал,что сальному дворнику проще работать(они любят голову мыть раз в год)!:eek:.....а тут и академисты в теме!:eek:
    Клуб Караокеров нравится это.
  20. Клуб Караокеров

    Клуб Караокеров Президент "Национального Союза Караокеров" Команда форума

    Оффлайн
    Естественно, напряг! Но именно через такой напряг я и расширил свой диапазон чуток. :cool: Поэтому мою Ун амору просто прекрасно принимают в караоке, а эстетам неча шляться по клубам и слушать всякое непотребство! :p
    Елисей нравится это.
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей