Клуб Караокеров
Партнёр Клуба Караокеров - Музыкальное агенство START UP

«КАРАОКЕ, КАК КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СКД»

Епихова Л. Е.

Москва 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение.
  2. Понятие «караоке», история возникновения и развития, классификация.
  3. Караоке в России:
    • А. Как караоке пришло в Россию.
    • Б. Караоке как бизнес: современное состояние, проблемы и достижения.
    • В. Караоке как форма досуга и фактор развития творческих способностей личности, сферы применения караоке.
    • Г. История достижений российских караокеров.
  4. Заключение.
  5. Приложение.

1. Введение.

Тема моей работы – караоке, как культурное явление в сфере социально-культурной деятельности (СКД). Явление молодое и еще мало изученное, понятие «караоке» отсутствует в большинстве словарей. Несмотря на это, расшифровка этого термина ни у кого не вызовет затруднений.

Эта форма досуга, которая появилась в мире в 70-х гг. 20 века, а в России и того позже — в начале 1990-х, уже завоевала огромную популярность, поэтому вряд ли сейчас найдется человек в цивилизованном мире, который бы ни разу не сталкивался с караоке и не имел представления о том, что это такое. Однако эта тема почему-то пока не привлекла внимания специалистов. В связи с этим я столкнулась с некоторыми сложностями в работе: практически весь материал, который удалось найти – это либо статьи непрофессиональных авторов – любителей караоке, либо журнальные заметки, при этом ссылки на источники по большей мере отсутствуют. Я попыталась отобрать наиболее актуальные и объективные и, проанализировав их, составить как можно более полную картину: что представляет собой караоке, как появилось и распространялось это явление, насколько популярно сейчас и какие имеет перспективы развития, особое внимание уделив развитию караоке в России.

Таким образом, основным методом моего исследования послужил анализ существующей информации по данной теме. На настоящий момент можно выделить два основных вида караоке:

1. «Бытовое» караоке, с использованием простых CD и DWD плееров с функцией караоке, караоке-микрофона, специальных компьютерных программ.

2. «Профессиональное» караоке: развертывание караоке-студий в ресторанах и клубах.

В своей работе я постараюсь затронуть все стороны явления, но при этом речь, прежде всего, пойдет о профессиональном караоке, как о своеобразном явлении и активной форме досуга, которая завоёвывает у нас все большую популярность.

Я постаралась отобразить развитие караоке-бизнеса в России, проблемы, с которыми он сталкивается, рассказать о сути этого явления, что представляет из себя современный караоке-клуб в России, что такое «караоке» как форма досуга, как увлечение караоке влияет на развитие творческих способностей человека и в каких сферах оно применяется.

Если в мире «бум» караоке уже прошел, оно прочно завоевало свое место и заняло определенную нишу в системе досуга, то в России караоке-движение только набирает обороты. Сейчас, когда мы выиграли чемпионат мира по караоке и собираемся принимать у себя «Karaoke World Championships — 2010», эта проблема как никогда актуальна, караоке-движению необходима поддержка, государство должно посмотреть на эту сферу не просто как на частный бизнес, а как на перспективную социально-культурный вид деятельности, который способствует не только оздоровлению общества, но и популяризации России в мире.

2. Понятие «караоке», история возникновения и развития, классификация.

Карао́ке (яп. カラオケ караокэ) — развлечение, заключающееся в непрофессиональном пении с использованием устройства, позволяющего петь под заранее записанную музыку (фонограмму);
также само такое устройство.

Версий возникновения караоке огромное множество, при этом каких-то серьёзных исследований на этот счет не проводилось, поэтому трудно сказать, какая из них наиболее достоверна. Издревле к нам дошли сведения о забавах, которые в той или иной степени напоминают современное караоке, приведу лишь некоторые из них:

- При раскопках древнего города цивилизации Майя найдены глиняные таблички с текстами песен.

- На амфоре датируемой 200-300 г. до н.э. есть изображение фараона и поющих танцующих слуг с папирусами.

- Есть сведения, что данная забава была популярна и при Петре Первом.

- В эпоху немого кинематографа зал любил подпевать тапёру, используя текст на экране, один предприимчивый трактирщик взял это на вооружение и раздавал гостям листы с текстом песен, и они пели под живой оркестр.

- В 20-е годы в СССР довольно значительными тиражами выпускалась пластинки с фонограммами песен и прилагающимися текстом — нельзя отказать в предприимчивости нэпманам (НЭП – новая экономическая политика в СССР) — текст продавался за отдельную плату, позже данная форма досуга разделила судьбу с предпринимателями, поскольку особой популярностью пользовались дореволюционные романсы, чуждые строителям социализма.

- С давних пор в Японии обед или вечеринку было принято сопровождать музыкальными представлениями. Это отражено в древнейшей японской мифологии. В течение долгого времени, пение и танцы оставались единственным развлечением в сельской местности.

- Первоначально во время чайной церемонии показывали представления театра «Но», и зрители зачастую
присоединялись к действу, аплодируя или выкрикивая похвалы актерам. Кроме того, обучение танцам и пению являлось частью образования самураев. Предполагалось, что каждый самурай может исполнить хорошо разученный танец или песню. В эпоху Тайсё стала популярной Утагоэ Кисса, (буквально «поющая кофейня») и посетители пели под аккомпанемент живого оркестра.

Таким образом, сама идея караоке существует давно. Есть несколько и более современных
версий его возникновения:

- Караоке в его современном виде было изобретено в Японии во второй половине XX
века. Название всемирно известной забавы состоит из слова 空; [кара] — «пустой» и オケ [окэ] (от オーケストラ [о:кэсутора]) — «оркестр» — эта версия наиболее популярна и является основной.

- Версия, зародившаяся якобы еще в Советском Союзе. Патефоны, которые вышли из
обихода благородных и богатых людей, пришедшие к обычному человеку, подвергался
всяческим экспериментам, одним из них был эксперимент с заглушением голоса, при
этом играла только мелодия.

- Тем не менее, по другим данным, прообраз караоке появился ещё в 50‑е годы XX века в США. Тогда были очень популярны выступления хора Митча Миллера. Профессиональные вокалисты исполняли хиты по телевизору, а зрители смотрели на экран и подпевали. Но эта система сильно отличается от той, которая используется сейчас.

Её изобрёл в 1971 году японский барабанщик Дайсукэ Иноуэ. На выступлениях рок-группы, в которой он играл, нечем было занять публику во время перерывов. Тогда он придумал аппарат, который мог воспроизводить песенную музыку без слов. Музыканты раздавали зрителям тексты и отдыхали, пока публика с удовольствием пела. В то время никто, помимо посетителей концерта, новинку не оценил. Только через 15 лет караоке стало весьма популярным. Единственное, чем отметили Дайсукэ, — вручили в 2004 году «Шнобелевскую премию» (Ig Nobel Prizes) за самые дурацкие, смешные и бесполезные изобретения. Бывшего барабанщика наградили премией мира, как человека, «открывшего людям новый способ учиться терпимости по отношению друг к другу.

Акт пения караоке известен как «Время Караоке», и был популярной формой развлечения в Восточной Азии с начала 1980-ых. Явление караоке быстро распространилось в другие части мира, и его популярность скоро достигла рекордных высот. В ближайшее время, повальное увлечение караоке добралось до североамериканских берегов, взяло весь континент штурмом и открыло совершенно новые возможности инициативных людей.

Так как первая действующая машина караоке была создана в Японии в 1970-ых, караоке-бары стали любимыми местами времяпрепровождения маленьких и больших звезд тех времен. Фактически, караоке стало настолько популярным, что СМИ приняли этот новый термин, чтобы использовать его для всех случаев, когда живая музыка была заменена «консервированной» или записанной заранее.

Новая промышленность импорта развлечений процветала в Западном мире. Креативные американцы были достаточно проницательными для того, чтобы видеть инвестиционный потенциал в совершенно новом типе развлечения, которое обеспечило веселую, расслабляющую забаву, так же как и способ примирения людей в толерантной, терпеливой манере. Бары караоке и ночные клубы, известные как «коробки KTV», открылись через Северную Америку, предоставляя нетерпеливым потенциальным исполнителям новые места встречи, программное обеспечение и оборудование.

Вскоре в Соединенных Штатах и других западных странах, люди начали относиться к караоке с большей серьезностью. Многие модернизировали их оборудование до маленьких, автономных машин, которые имели повальный успех более чем два десятилетия назад. Толпы могли следить за текстом песни, показываемом на экране по телевидению в барах, а в некоторых случаях, даже по телевизорам широкоформатных фильмов.

Первая реальная революция в технологии караоке произошла с развитием домашних систем караоке, которые были предназначены для того, чтобы петь в домашних условиях, всякий раз, когда человек пожелает и все то, что его душе угодно. Покупатели смогли приобретать караоке диски с минусовками и плюсовками песен для того, чтобы была возможность выучить ту или иную песню и после спеть её под музыкальное сопровождение с текстом.

В прошлом серьезной проблемой караоке был шум, поскольку японские здания имеют тенденцию располагаться близко друг к другу и вовсе не имеют изоляции. В связи с этим были разработаны так называемые «Коробки караоке», которые представляли собой звукоизоляционные комнаты для пения. Коробки караоке были первоначально построены из переделанных грузовых вагонов, как звуконепроницаемые места, где певцы могли петь действительно громко, так как они бы хотели. Такие комнаты скоро стали популярными.

Современные караоке бары оснащены специальными звукоизоляционными приспособлениями, дабы сохранять покой окружающих граждан.

Техники создали акустически изолированные комнаты с дверьми, где люди могут петь, не тревожа кого-либо ещё. Первая подобная комната для караоке была помещена в 1984 в лагере риса Префектуры де Окэамы, в восточной зоне Kansai. Позже они стали располагаться даже поблизости города и в жилых зданиях. В настоящее время в Японии есть более чем 100 000 таких караоке комнат.

Сегодня японцы поют не только японские песни, но также и Западные хиты. Популярные песни — Элвиса Пресли и Битлз, хотя и более современные композиции теперь доступны. Таким образом, они практикуют свой английский. Так же поступают и американские студенты, желающие изучить японский язык. Вот такое практическое применение нашло караоке.

Караоке-индустрия достаточно развита на сегодняшний день. Появилось множество форм и видов караоке, которые я могу классифицировать следующим образом:

В зависимости от использования различного караоке-оборудования:

- «профессиональное» караоке — развёртывание караоке-студий в ресторанах и клубах, как ни странно, форма наиболее близкая к первоначальной, хотя и самая развитая сейчас в техническом отношении. Сегодня нередко в кафе или ресторане можно встретить простейшие DWD-плееры с функцией караоке, однако такие заведения не относятся к «профессиональному» караоке и в дальнейшем речь о них не пойдет. Караоке-клуб представляет собой отдельный звукоизолированный зал, в котором установлено следующее оборудование:
караоке-система, усилительная система, акустическая система, система радиомикрофонов, микшерный пульт.

Современные караоке-машины очень сильно отличаются от своих прототипов, на
сегодняшний день существует несколько профессиональных караоке-систем, построенных по одному принципу, но отличающихся некоторыми техническими характеристиками *(см. приложение). Большое значение при обустройстве клуба имеет не только сама караоке-система, но и оборудование зала: звукоизоляция, выбор мебели и отделка помещения, ведь добиться хорошего звучания не так просто. Очень
часто за пультом работает настоящий профессиональный звукорежиссёр, который «строит» звук индивидуально под каждого исполнителя. Для большего комфорта и удобства пение посетителей обычно сопровождает бэк-вокал — это профессиональная «подпевка». Для того, чтобы человек свободно мог выбрать себе песню, в караоке-клубе имеется каталог песен. Каталог песен упорядочен по алфавиту и
бывает двух видов: по исполнителям и по песням.

В России существовало и так называемое «уличное» караоке: простейшее оборудование и весьма ограниченный выбор песен. Оно сочетает в себе публичность исполнения, свойственную профессиональному караоке и уровень техники «бытового» караоке. Это развлечение
было достаточно популярно, однако сейчас эта услуга не пользуется спросом и «уличное» караоке практически исчезло.

Культурным событием стал Чемпионат мира по караоке (Karaoke World Championships) , который
проводится в форме международного конкурса непрофессиональных вокальных исполнителей — любителей пения караоке.

Первый Чемпионат мира по караоке состоялся в 2003-м году, как конкурс-состязание любителей караоке представителей из 7-ми стран. В 2000-м году в Чемпионате участвовали уже более 30-ти стран со всего мира. В каждой стране, участвующей в Чемпионате мира по караоке, ежегодно проводятся Национальные отборочные конкурсы.

Победители Национальных чемпионатов — чемпионы по караоке (мужчина и
женщина) от каждой страны, делегируются национальными Оргкомитетами стран для
участия в «Karaoke World Championships».

Оргкомитет Чемпионата мира по караоке: KWC Organizations (Финляндия).

Ежегодные финалы Чемпионата мира по караоке проводились:

С 2003 по 2005-й год: в Финляндии.

2006-й год: на борту морского круизного лайнера «Galaxy», путешествуя по Балтийскому морю между Хельсинки и Эстонией.

2007-й год: в Таиланде.

2008—2009 годы: в Финляндии, город Лахти.

2010 год: в Москве, Россия.

Таким образом, караоке развивается, приобретает новые формы и выходит на все более высокий уровень.

3. Караоке в России.

А. Как караоке пришло в Россию.

Развитие караоке в России имеет шестнадцатилетнюю историю. Такой «подростковый» возраст говорит о многом.
С одной стороны уже начавшие формироваться жизненные принципы, с другой — подвижность и некоторая непредсказуемость.

Пионером в области выпуска караоке-аппаратуры стала японская фирма «Pioneer». Их огромные диски, похожие на грампластинки вмещали 20 песен, всего лишь 14 русских. В 1993 году в Москве открылся ресторан «Саппоро» — маленький островок японской культуры в российском мегаполисе. В заведении все должно было напоминать гостю из страны Восходящего Солнца о его маленькой Родине, в том числе и такая привычная форма досуга, как караоке. Так эта оригинальная «игрушка» появилась в России.
Дороговизна и непрактичность не позволили массово применять эти аппараты. Но именно они использовались в первых заведениях караоке. Наряду с японским рестораном открылись аналогичные китайский («Золотой дракон») и корейский («Силла») на теплоходе «Валерий Брюсов». Однако все это было лишь предысторией, своеобразными эпизодами. Позже появились аппараты, носителями в которых были ПЗУ и использовались профессиональные звуковые карты «Roland». Это обеспечивало оперативность использования большого количества песен и хорошее качество фонограмм. Настоящая история начинается именно с производства аппаратов «Ян пен», позже претерпевших ребрендинг и получивших название «ДЭУ» (современная версия аппаратов «Daewoo» — «AST-88»). Они были специально адаптированы для российского рынка, и до сих пор, несмотря на свой солидный возраст, используются практически во всех клубах. В это же время корейская компания «Samsung» обратила внимание на разработку этого направления. Но, так как эксклюзивное право на выпуск караоке для России как оборудования, было уже получено фирмой «Ян пен», «Samsung» вынужден был пойти на такой маркетинговый ход, как создание CD-oke. Эти компании формировали две разные ниши. «Ян пен» и сегодня в сознании потребителя связан с
профессиональным, коммерческим караоке, а CD-oke, став DVD-караоке, относится к разряду бытовой техники.

В конце 90-х компания «Онтарио», под руководством Яна Ровнера, ввозит в Россию первую партию
микрофонов Leadsinger. Эта новинка также имела непосредственное отношение к караоке. Настроив прибор на определенную частоту диапазона FM, можно было петь под фонограмму в условиях пикника: музыкальное сопровождение записано на картриджах, которые вставляются в микрофон, а сам он ловится радиоприемником. Первая партия микрофонов насчитывала порядка тысячи штук, но по стоимости, которая составляла 200 долларов, их нельзя было назвать доступными. Однако, первые бытовые караоке-аппараты Samsung и LG, поставки которых начались примерно в это же время, стоили еще дороже — порядка
500-600 долларов. Сбыт этих устройств тормозился также небольшим ассортиментом караоке-дисков. У самих Leadsinger имелось всего два сменных картриджа, каждый на 30 песен, с репертуаром из русских американцев типа Успенской и Токарева.

Продвигали этот «продукт» активно: устраивались промо-акции в торговых центрах, на телевидении существовало две программы: «Караоке на Арбате» и «Два рояля».
«Лидсингер» пользовался спросом, однако через несколько лет популярность их заметно уменьшилась. На рынке появилось множество недорогих (100-200 долларов) DWD-проигрывателей с функцией караоке простых и удобных в обращении — благодаря бегущей строке со словами песен на ТВ-экране, а также караоке-сборников от компании «СиДиКом» и пиратских дисков.

Для популяризации аппаратов «Ян пен» был построен, так называемый, «норе бан» — музыкальные комнаты на Белорусской. Потом появилось аналогичное заведение на Чеховской. Примечательна история караоке-клуба «Нота», который, в силу различных форс-мажорных обстоятельств (одно из которых — снос гостиницы «Интурист»), вынужден был закрываться. Но привлекательность подобного бизнес-проекта оказалась настолько бесспорной, что никакие внешние факторы не помешали возродиться ему вновь — так жизнестойка оказалась идея. Кстати, клуб до сих пор благополучно функционирует, теперь уже на Тульской.

Далее определилось две концепции в развитии караоке бизнеса. Наряду с комнатной системой появились караоке — концертные площадки со всеми атрибутами «живых» концертов: профессиональным звуком и светом, звукорежиссёром и даже бэк-вокалом. Начало положил «Арт-клуб караоке в Олимпийском», открывшийся в октябре 2001 года. После этого число караоке-клубов, заявлявших себя как лучшие заведения Москвы, стало расти с каждым днем. Караоке-клуб «На Сухаревке» и «Кафка», «Валерий Брюсов» и «Войс», «Ки-ка-ку» и «Арлекино», «Крик» и «Октябрь», и многие другие.

Сегодня, когда уже нет нужды объяснять, что такое караоке, все это стало историей, но историей, которая требует своего развития.

Б. Караоке как бизнес: современное состояние, проблемы и достижения.

Сегодня российский караоке-бизнес можно условно разделить на два сегмента. Это специализированные караоке-клубы и все, что связано с их оснащением, и «бытовое
» караоке в виде CD, DWD, компьютерных программ и микрофонов.

Рынок караоке клубов за 90-ые гг. освоился в России, и сегодня только в Москве его объем уже достиг 10 млн. долларов. Как утверждает большинство специалистов, открыть специализированный караоке-клуб стоит примерно столько же, сколько открытие ресторана — точно так же необходимы приличное помещение (желательно в центре города), хорошо оснащенная кухня, стильный дизайн. А еще — профессиональное звуковое оборудование (усилители, колонки, караоке-установка), способное увеличить смету проекта на пару десятков тысяч долларов.

Герман Кофман оценивает ситуацию следующим образом: Если еще несколько лет назад сделать ресторан стоило порядка $300 тыс., то сейчас — минимум $500 тыс. Караоке-бар обойдется дешевле — около $100 тыс., из которых $40-60 тыс. уйдет на оборудование, $20 тыс.— на ремонт помещения».

Впрочем, итоговая стоимость проекта сильно зависит от того, сколько готовы потратить владельцы на оборудование точки.

Караоке-бизнес набирает обороты и большинство открывшихся заведений работают весьма успешно. Многие заведения просто переквалифицируются в караоке из ресторанов или баров:

Герман Кофман, владелец ресторана «Ки-ка-ку»: «Для нас караоке — это дополнительный сервис к ресторану, но он приносит неплохой доход, учитывая огромную популярность этого явления. Ресторанов много, а профессиональных караоке — мало.

Михаил Басов, управляющий кафе «Арагоста»: Еще год назад наш клуб назывался «Таракан», мы устраивали тараканьи бега, и, прямо скажем, находились не в лучшем положении, так как девушек, а вслед за ними и платежеспособных мужиков отпугивало само название. В результате мы решили перепрофилироваться под караоке. Как результат — аншлаг.

Относительно окупаемости караоке-проектов эксперты дают оптимистичную информацию.

Руслан Мухамедназаров: Караоке-клуб должен полностью отбиваться года за три, не больше, и распределяются доходы так: около половины приносит бар, остальное в равной степени дают вход и ресторан.

Герман Кофман: Допустим, в караоке-клубе 20 столиков, за каждым — четыре человека. В среднем чек на человека за ночь, со входом и напитками,— порядка $30. С учетом потока клиентов получается примерно $4 тыс. за ночь уикенда. Но в среднем, с учетом недозагруженных будней, ежедневная выручка клуба — порядка $2 тыс. Итого — $60 тыс. в месяц, из которых $15-20 тыс. в идеале должны быть чистой прибылью с учетом аренды, персонала и прочих затрат. В год получается $180 тыс., так что все вложения в клуб должны отбиваться максимум за три года — если вложено $500 тыс.

По мнению Руслана Мухамедназарова, лет через пять караоке-заведения могут сравняться по суммарному обороту с обычными ночными клубами.

Руслан Мухамедназаров: Мне бы сейчас ничего не стоило открыть еще четыре-пять караоке-клубов (изначально «Караоке-бум» задумывался как сетевой проект), но пока я этого не делаю — рынок еще не до конца созрел, но процесс идет, и весьма активно.

Отличительные особенности рынка: диалог с муниципальными административными инспекциями (СЭС, пожарники), создание клубной атмосферы, решение правовых вопросов с РАО, сложности с подбором и контролем персонала.

Вот краткая характеристика рынка караоке-клубов, данная Михаилом Тихомировым (информация приведена по состоянию на начало 2009 года.):

Объем московского рынка До $10 млн
Уровень конкуренции (по 10-балльной шкале) 5
Первоначальные инвестиции $300-500 тыс.
Административные барьеры (по 10-балльной шкале) 7
Срок окупаемости инвестиций 3 года

Экономический кризис, который наблюдается в последнее время в стране и мире, безусловно, внес свои коррективы. Хотя новые клубы открываются, возможно, даже чаще, чем раньше, но также часть их закрывается, не выдерживая конкуренции, которая хоть и не столь велика, как в ресторанной сфере, но все-таки уже достаточно ощутима.

При этом нельзя сказать, что караоке в России получило такое же массовое распространение, как и за рубежом: в Москве менее 300 клубов, тогда как в Сеуле их почти 900. В странах Юго-Восточной Азии караоке предлагается даже во многих парикмахерских – для России это пока что крайность, однако, следует отметить, что российский рынок караоке развивается интенсивно.

Караоке представляет собой сегодня вполне обособленный сегмент российского шоу-бизнеса. Причем в России прижилась американская модель караоке клуба, которая предполагает публичность исполнения – караоке-исполнитель выступает на сцене, тогда как азиатская модель исходит из потребности в уединении любителей караоке: они поют либо в одиночестве, либо в узком кругу. Соответственно, и клубы разбиты на множество кабинок с караоке-аппаратом в каждой.

Заведения азиатского типа у нас тоже присутствуют, но их число очень невелико. При этом во многих «американских» клубах у нас существуют вип-залы — своеобразная альтернатива японским нари-банам, как мне кажется. Это отдельная комната с караоке, где можно наслаждаться пением в узком кругу друзей. Таким образом, у клиента всегда есть выбор: либо остаться в общем зале, либо уединиться в вип-зале, за отдельную оплату, которая, как правило, выше обычной.

Современные столичные караоке-клубы практически не отличаются от фешенебельных ночных клубов: эксклюзивный интерьер, наличие VIP-залов и хорошая кухня, а также живые музыканты, back-вокалисты и весь антураж. «Люди могут проявить себя не только как обыватели, пришедшие попеть, они могут почувствовать себя артистами, – объясняет арт-директор одного из клубов, Елена Аджей. – Плюс ко всему предлагаются разные концепции для того, чтобы возбудить фантазию гостей: проводятся конкурсы караоке с большим призовым фондом (130 тысяч рублей), устраивают тематические вечера, приглашают «живых» музыкантов, а также звёзд, поощряется исполнение дуэтов. В некоторых клубах работают аниматоры, так называемый «ведущий вечера», который отвечает за создание приятной дружественной атмосферы, есть клубы с «танцующими официантами» и т. д. Также в большинстве клубов за отдельную плату можно получить аудио или даже видеозапись своего выступления.

В большинстве караоке-клубов существует две системы оплаты: это депозит (счет на одного человека за еду и напитки не должен быть меньше определенной суммы) и плата за вход (установлена определенная цена «входного билета», которая присоединяется к счету), реже встречается оплата за каждую исполненную песню. В среднем, цена входного билета в караоке-клуб в Москве на сегодняшний день— от 300 до 1000 руб., стоимость песни — от 200 до 500 руб., сумма же депозита может варьироваться от 500 руб. с человека до 30 000 руб. за столик, всё зависит от клуба и от времени посещения — в выходные дни, как правило, эти суммы значительно больше. Обычно клубы ведут гибкую политику и время от времени меняют условия посещения: отменяют депозит в самые неудобные для посещения дни или снижают его стоимость, либо внедряют смешанную систему оплаты, в зависимости от желаний клиента.

Очередь исполнения песни — общая беда подобных заведений, и избежать ее невозможно. И чем больше клуб, тем дольше приходится ждать (очередь как бы описывает круг, переходит от столика к столику). Если учесть, что средняя продолжительность одного исполнения — три-четыре минуты, то в зале на восемь-десять столов очередь делает круг примерно за полчаса. Нарушение очереди — причина большинства столкновений в караоке-клубах, предотвратить это может надлежащее исполнение администратором своих обязанностей, и чёткое соблюдение правил, установленных в клубе. Для таких случаев в некоторых заведениях придумывают специальные правила. Например, по словам Руслана Мухамедназарова, для решения ночных конфликтов, разогретых алкоголем клиентов, в «Караоке–Бум» ввели «крейзи-меню». Теперь вполне официально для того, чтобы исполнить песню вне общей очереди, надо заплатить 15 тыс. руб. И раз-два в неделю эту услугу заказывают.

Каждое заведение имеет свою неповторимую атмосферу и ориентируется на определенный круг людей. В первую очередь, он определяется уровнем доходов. Караоке — развлечение не из дешёвых, напитки и закуски стоят достаточно дорого, поэтому, позволить себе этот вид досуга может не каждый. В Москве существуют заведения разного порядка — элитные, миди, бюджетные. При этом очень мало клубов, где сохраняется устойчивая система оплаты и условия посещения. Клубы стараются чутко реагировать на ситуацию, вовремя поднять или опустить депозит, чтобы привлечь новых клиентов или не потерять старых. И в элитных заведениях бывают «бюджетные» дни, когда можно прийти без оплаты входа или депозита. При этом уровень заведения очень часто не зависит от его «класса», уровня цен, «элитности» или «неэлитности». «Качество» заведения определяется несколькими показателями:

Просто огромное значение имеет звук, ведь люди приходят получать удовольствие от пения, при этом большинство из них непрофессиональные певцы. Хорошо настроенная звуковая аппаратура может во многом скорректировать недостатки исполнения. Значение имеет как качество самой аппаратуры, акустика зала, так и мастерство звукорежиссера, который может «зарубить» песню даже самого сильного вокалиста и «вытянуть» новичка.

Важно также отношение персонала. К сожалению, сервис у нас зачастую оставляет желать лучшего. И хорошее обслуживание вносит большой вклад в создание атмосферы клуба.

Практически в каждом клубе существует фейс-контроль и дресс-код, кроме того, поскольку заведения частные, вас могут просто не пустить без объяснения причин. В последнее время, в основном в «элитных» заведениях присутствует и «voice»-контроль. От англ. Voice – голос, т.е., если ваше пение и репертуар, по мнению администратора, не соответствуют требованиям клуба, вас могут попросить покинуть заведение.

Бесспорных лидеров в «клубной» нише нет. В Москве на сегодняшний день работают более 300 специализированных заведений с профессиональными караоке-установками (не считая обычных кафе и баров, где тоже имеется караоке — DVD-проигрыватели с микрофоном и коллекцией дисков), и их число увеличивается с каждым днём. В глубинке же караоке-клубов практически нет, хотя интерес проявляется — владельцы московских заведений говорят, что к ним то и дело обращаются за консультациями предприниматели из провинции.

Из интервью с Михаилом Бебингом, генеральным продюсером ЧМ по караоке в России:

«Я вижу, что года через два караоке-клубы будут все более и более доступны для людей, поскольку открываются каждый месяц новые караоке-клубы. И смотря по их ценовой политике, понимаю, что многие уже начинают рассчитывать на средний класс. То есть, премиум-класс уже достаточен, наблюдается тенденция ухода караоке в спальные районы Москвы. В Марьино уже есть караоке-клуб с профессиональным оборудованием, и такое – по всей Москве. Где-то в Медведково есть профессиональный караоке-клуб и всё это больше и больше растёт. Такие же подвижки в регионах. В Нижнем Новгороде, насколько я знаю на одной улице 3 или 4 караоке-клуба есть!»

История караоке показывает, что увлечение созданием дорогих клубов с концертным оборудованием наблюдалось в Японии, Корее лет десять-двенадцать назад, затем это движение пошло на убыль. Однако, если учитывать особенности российского менталитета, то все-таки можно предположить, что пение в караоке-залах окажется более перспективным, чем комнатная система. Только время покажет: действительно ли это — караоке по-русски или все-таки неизбежный этап, который проходят все.

Отдельно мне хотелось бы остановиться на вопросе легальности исполнения песен в караоке. Российский рынок караоке также отличается непрозрачностью. «Нелегальный рынок, как всегда, больше, чем легальный», – сожалеет в эфире телеканала РБК в программе «Сфера интересов» директор по маркетингу компании «СиДиКом» (CDCOM Companies Group) Дмитрий Бакутин. Клубы зачастую не заботятся о заключении договоров с авторами, а пиратская продукция распространяется в стране без особых препятствий, занимая 60% рынка.

Напомню, конфигурация рынка караоке представляет собой караоке-клубы и так называемое бытовое караоке. Последнее вошло в моду благодаря появлению DVD-проигрывателей с функцией «караоке». Но очевидно: в обоих случаях возникает проблема репертуара – собственно, чем заряжать караоке-аппарат или картридж для микрофона Leadsinger? И она решается за счет «очистки авторских прав» — либо за счет их нарушения. А нарушать авторские права много легче, чем соблюдать.

Отчасти это связано с тем, что устав Российского авторского общества (РАО) ранее не содержал дефиниции караоке, и это понятие формализовалось относительно недавно. Но главная причина бума «подпольного караоке», наверное, все-таки в отсутствии механизма защиты авторских прав в России. Максим Дмитриев, генеральный директор «Первого музыкального издательства»: Компания «Ян-Пен» у нас получала разрешение на использование фонограмм обычно лишь на один тираж, а затем спокойно включала произведение в другие сборники, с новыми тиражами, и не платила за это. Мы даже обращались в торговое представительство Кореи с просьбой обратить внимание на поведение на рынке «Ян-Пен».

После ряда судебных разбирательств с правообладателями «Ян Пен» прекратила выпуск CD и занялась поставкой в московские клубы караоке-центров Daewoo (стоимость — $4-5 тыс.), а также продажей чипов с песнями для этих аппаратов. Стандартный чип включает 60 песен, стоит порядка $150-200, уже выпущены чипы с почти 5,5 тыс. песен, обновление ассортимента — примерно раз в два месяца.

Однако и с чипами имеет место та же проблема — все они с точки зрения авторских прав не «очищены» (согласно ст. 16 ч. 2 закона «Об авторском праве и смежных правах», автору принадлежит исключительное право на распространение произведения любым способом, «публичное исполнение» тоже сюда относится). Но альтернативы у клубов нет. Наиболее сознательные, покупая такие чипы, платят РАО (Российскому авторскому обществу) как за «публичное исполнение произведений», но таких всего пять: клуб «Олимпийский», «Силла-М», «Караоке-бум», «Крик» и «Самолет».

Тем временем правовая «очистка» одной песни обходится в 100-200 долларов. Это самый трудоемкий процесс в бизнесе: оптом – дешевле, хиты – дороже и т.д. Московским клубам легальное использование фонограмм обходится приблизительно в 15 тысяч рублей (ежемесячно).

Наталья Линева, начальник лицензионного отдела РАО: Сумма, которую просит РАО у караоке-клубов, определяется индивидуально, в зависимости от количества посадочных мест, платного или бесплатного входа, заполняемости. Минимальная ежемесячная сумма — 6 тыс. руб., большинству же московских клубов с учетом всех факторов легальное использование фонограмм обходится примерно в 15 тыс. руб.

Некоторые из клубов, которые не платят принципиально, уже пострадали — в судебном порядке.

Владимир Ларин, юрист: В конце прошлого года мы выиграли первый судебный процесс против караоке-клуба «На Сухаревке», сумев доказать незаконное исполнение четырех фонограмм. Теперь клуб обязан заплатить за нарушение авторских прав 100 тыс. руб. Мы также обращались к другим клубам с предложением легализовать исполнение фонограмм (например, в «Voice» и «Утёсове»), но понимания так и не нашли. Так что, думаю, этот процесс — далеко не последний, важен прецедент.

При этом, доказать незаконное «публичное исполнение» — дело весьма непростое.

Конечно, дело может решить выпуск караоке сборников с легальными фонограммами, но тут все упирается в стоимость этого мероприятия (собственно, именно поэтому ни одна российская компания пока этим не занимается).

Владимир Ларин: Для каждой караоке-установки необходимо порядка 5 тыс. песен, но «очистка» одной песни стоит порядка $200, в результате получается сумма в $1 млн, при этом рынок пока крайне неразвит.

В сложившейся ситуации может помочь изменение технологии.

Максим Дмитриев: В наших планах — начать с одним из производителей электроники выпуск клубных «безчиповых» караоке-установок, которые будет необходимо всего лишь раз в месяц загружать новыми фонограммами. Клубу будет достаточно оплатить лишь установку аппарата, а потом перечислять авторские.

Как видим, проблемы рынка караоке упираются в борьбу с контрафактом, которая в свою очередь замыкается на низовом уровне. Увеличение штрафов (в марте 2007 г. с 200 тысяч рублей до 500) обернулось увеличением милицейских поборов: ведь лотки с контрафактом никуда не делись. Значит, нарушение авторских прав сводится к банальной коррупции в органах внутренних дел, судах и лишь в последнюю очередь к потребительской культуре. А культура потребления караоке тем временем расцветает в стране.

Отмечу, что пока правообладатели, как правило, закрывают глаза на использование «неочищенных» чипов в клубах — если те принимают правила игры, предполагающие выплаты РАО, «караоке-клубы — своего рода лакмусовая бумажка популярности того или иного музыканта».

В. Караоке как форма досуга и фактор развития творческих способностей личности, сферы применения караоке.

Караоке как форма досуга, к сожалению, пока мало изучено. Стереотипы, сложившиеся относительного этого явления, мешают воспринять его с другой стороны, увидеть тот социальный потенциал, который заложен в нем. Караоке – не только активный, но и очень творческий вид деятельности. Он выполняет не только рекреативную, но и развивающую функцию, направляет человека на путь самовоспитания и саморазвития, способствует повышению общей культуры, позволяет раскрыть творческий потенциал.

Пение в караоке способствует высвобождению отрицательной энергии, служит средством психологической разрядки, снимает агрессию и напряженность. Караоке стирает социальные различия, там человек оценивается не по занимаемой должности, а по умению творчески самовыражаться.

Важная часть караоке – это общение. В процессе пения человек раскрывается, показывает свой внутренний мир и получает эмоциональный отклик от аудитории. На основе этого устанавливается контакт и возникает интерес, который служит стимулом к дальнейшему общению. Поэтому в караоке так легко устанавливаются личные связи, и возникает симпатия или антипатия. Караоке учит терпению и терпимости по отношению друг к другу, так как не всегда музыкальные пристрастия совпадают, да и исполнение может оставлять желать лучшего.

Помимо непосредственного общения в клубе существует множество интернет-сайтов, посвященных караоке, где люди могут общаться, обмениваться мнениями, получать полезную информацию. Самый старейший из них — karaoke.ru. Сайт «Караоке по-русски» значительно видоизменился с течением времени. Основная направленность сейчас — запись караоке он-лайн. Помимо этого некоторые песни караоке можно скачать. Появилась сцена – место, где можно посмотреть участников он-лайн записи. Сам дизайн сайта стал более красочным и радужным. Неизменным остается караоке форум, где участники могут рассказать о том, какой караоке клуб посетили недавно, написать свои рецензии о том или ином караоке-заведении.

У какого слоя населения караоке пользуется популярностью, для кого предназначена эта форма досуга?

В караоке может петь каждый, тут нет ограничений по возрасту или состоянию здоровья. Из множества существующих видов караоке каждый может выбрать подходящий для себя. Это касается и цены и формы караоке-досуга:

Желающие выступать перед достаточно большой аудиторией, идут в караоке-зал, где к их услугам окажется и профессиональная аппаратура, и заинтересованная аудитория. К тому же это отлично подойдет для проведения вечеринки с друзьями.

Не нуждающиеся в слушателях, тот же караоке-зал могут устроить в стенах собственного дома. Вариантов домашнего караоке существует несколько: можно приобрести музыкальный центр со встроенным караоке-плеером, обзавестись бытовым караоке-проигрывателем или приобрести радиомикрофоны Leadsinger, а можно обойтись и обычным компьютером, создав библиотеку караоке-файлов и установив специализированное программное обеспечение.

Караоке решает проблему организации досуга для самой сложной в этом отношении аудитории, ведь большинство посетителей караоке-клубов – это люди среднего возраста, те, «кому за тридцать». Обуславливается это рядом причин. Во-первых, посещение караоке-клубов – развлечение не дешевое, для этого нужно наличие определенного количества денег, а наиболее финансово независимыми в нашей стране является категория людей бизнес-класса. Во-вторых, у молодежной аудитории большей популярностью пользуются более подвижные виды досуга, дискотеки, например. В-третьих, большинство клубов начинают свою работу после двадцати часов, что автоматически исключает присутствие детской аудитории.

Стоит отметить, что сейчас стало развиваться и это направление: устраиваются специальные «детские» караоке-вечеринки, куда дети приходят с родителями. Подбирается соответствующий репертуар и удобное время проведения. Инициаторами этих мероприятий выступают в основном не сами клубы, а родители — заядлые поклонники караоке. Дети получают эмоциональный заряд от совместного отдыха с родителями, занятия общим делом. Караоке прививает любовь к пению, дает широкие возможности для развития навыков общения. В связи с развитием конкурсной системы, уже планируется и проведение детских караоке-конкурсов. Возможно, скоро мы станем свидетелями и детского чемпионата мира по караоке.

На мой взгляд, караоке — уникальное явление нашей жизни, но крайне недооцененное. А потому, как любой недооцененный актив, оно привлекательно для инвестиций: финансовых и творческих, материальных и нематериальных. Можно отметить, что сейчас наряду с бизнес-профессионализацией (применение разных бизнес-моделей, выстраивающих отношения поставщиков и потребителей караоке-услуг) большой интерес привлекает техническая профессионализация караоке. Движение в сторону повышения профессиональных требований к таким важным составляющим караоке, как:

* вокальная техника;

* бэк-вокал и подтанцовка;

* живое инструментальное звучание и оригинальная аранжировка;

* сценическое шоу (актерское мастерство, сценическое движение, танцевальная хореография, костюмы);

* концертная звукорежиссура;

* концертное оборудование (звук и свет);

* архитектурная акустика (акустика помещений);

* видеозаписи и видеотрансляции.

Расширяя круг услуг и улучшая их качество, караоке-клубы привлекают все большее число клиентов.

Пение в караоке способствует развитию музыкальной культуры человека. Замечу, что очень редко в караоке-заведении можно услышать бессмысленные композиции, принадлежащие современной поп-культуре и связано это не только с возрастом исполнителей. Даже молодые люди, приходя в караоке, стараются спеть что-нибудь «со смыслом», «от души».

Караоке является чутким индикатором культурного развития общества, формирует музыкальный вкус, расширяет кругозор, приобщая к культурному наследию двадцатого века, ведь в караоке часто можно услышать исполнение хитов прошлого и лучших образцов современной музыки. Настоящие «караокеры», которых уже справедливо считать «профессиональными караокерами», имеют в своем репертуаре не только раскрученные, простые в исполнении с восторгом принимаемые аудиторией песни, но и по-настоящему сложные композиции, требующие настоящего мастерства от исполнителя.

Зачастую заинтересованные «караокеры» заказывают отдельно фонограммы интересующих их песен, которые отсутствуют в каталогах. Нередко это авторские произведения, малоизвестные, но заслуживающие, по их мнению, внимания.
При обновлении каталогов различных караоке-систем, также учитывается мнение «профессиональных караокеров», которые подают свои заявки и продвигают таким образом любимые песни.

Караоке – своего рода наркотик: начиная петь, человек втягивается и уже не может остановиться. Учитывая положительное влияние пения на здоровье, о котором не раз говорилось учеными (см. приложение), можно сказать, что занятия караоке не только продлевает жизнь человека, но и улучшает ее качество.

Посетителей караоке-клубов можно условно разделить на две категории – первые воспринимают караоке как развлечение, а для вторых это самовыражение. Любительское занятие пением в караоке стимулирует интерес к занятиям музыкой, к изучению техники вокала. По некоторым сведениям, 40% клиентов караоке клубов приходят туда целенаправленно — это люди, увлекающиеся пением, и лишь 10% не умеют петь вовсе. Некоторые клубы даже устраивают обучение технике пения (например, двухдневные семинары на эту тему организовал «Караоке-бум» — совместно с вокальной школой «Багратиони» из Санкт-Петербурга). На порталах, посвященных караоке, нередко большое место уделяется технике вокального пения, развитию голосового аппарата. Известно немало примеров в творческой среде, когда любительское пение в караоке из обычного увлечения перерастает в профессию. Это и «Верона» (Вероника Коннова), которая ездила на Чемпионат мира в 2006 году и затем стала артисткой, и Лера «Массква», которую продюсеры нашли в караоке-клубе, и Константин Крымский – уже довольно известный певец, а в прошлом – «караокер».

Караоке – такая кузница кадров, когда люди постоянно растут профессионально исполнительски. Одно дело петь на репетиции где-то в пустом зале, а здесь – совмещая приятное с полезным можно постоянно тренировать свой голосовой аппарат. Таким образом, караоке помогает развить свои творческие способности и отчасти найти себя, самоопределиться, при этом некоторые из них решаются пойти работать певцом в ресторан, что добавляет конкуренции на рынке ресторанных музыкантов.

Караоке вышло за пределы обычного бытового пения под аккомпанемент. Оно стало публичным, «сценическим», и все ближе и ближе приближается к профессиональному исполнительству.

Появление в США термина competitive karaoke (соревновательное караоке) весьма показательно. В мировом караоке-движении идет неизбежный процесс специализации и «диверсификации». Надо отделять одно от другого: отдых от сценических выступлений, творчество от соревнования.

Ежегодные чемпионаты мира по караоке (KWC) дают хороший ориентир направления движения. И если не во всём, то во многом они служат сильным катализатором. При этом, мировое караоке пока еще следует дорогой подражательства. Оно еще не нащупало свою оригинальность и неповторимость, свои особые возможности воздействия на массовую аудиторию, свою особую культуру, отличную от реалий нынешнего шоу-бизнеса.

Пение под караоке возникло как забава и на первый взгляд и сегодня не имеет каких-либо утилитарных претензий.

Попробуем, однако, посмотреть на это под несколько иным углом зрения. Караоке заключает в себе широкие возможности как развлекательного, так и иного плана. Если говорить о развлекательной стороне, то можно не только петь под караоке любимые песни, но и использовать караоке как основу проведения дискотек, праздников, вечеров отдыха и т.п., что актуально, например, для ди-джеев и людей, занимающихся организацией досуга. Арсенал их возможностей может заметно расшириться за счет разнообразных конкурсов и игр — таких, например, как «Кто споёт наименее фальшиво», «Угадай мелодию», «Кто смешнее спародирует знаменитого артиста». Караоке является хорошим дополнением к любому праздничному мероприятию.

Не меньший интерес представляют иные стороны караоке-пения, но здесь следует тщательнее подойти к выбору оборудования и программного обеспечения. Караоке открывает широкие перспективы для начинающих талантов и для всех тех, кто неплохо поёт и хочет записать популярные хиты в собственном исполнении: записать диски с популярными песнями в собственном исполнении окажется на порядок дешевле, чем при обращении в студию звукозаписи. Пение под караоке может оказаться полезным всем, кому необходимо развивать голос и музыкальный слух, поскольку караоке-программы дают более-менее объективную оценку вашего исполнения, внимательно следя за всеми вашими ошибками.

Есть и еще одно интересное направление: специалисты пришли к заключению, что караоке-пение помогает в освоении разговорного иностранного языка, и поэтому соответствующие упражнения уже начали появляться на некоторых обучающих дисках для детей.

Г. История достижений российских караокеров:

2005 год – В Финляндии выступала командированная московским караоке-клубом «Крик» Ульяна Стратонитская. Вошла в десятку сильнейших караокеров мира среди женщин.

2006 год – участвовали Михаил Халдей, Вероника Коннова, Светлана Ерухимова, Марина Моисеева.

Все вошли в десятку сильнейших караокеров мира.

Вероника Коннова стала Бронзовым призёром Чемпионата Мира.

2007 год – Россия не участвовала в ЧМ.

2008 год – Сергей Шебанов, Регина Арутюнова.

Регина Арутюнова вошла в десятку сильнейших караокеров мира среди женщин.

2009 год – Фёдор Рытиков, Наталия Пилютина.

Фёдор Рытиков вошёл в десятку сильнейших караокеров мира среди мужчин, а Наталия Пилютина стала ЧЕМПИОНКОЙ МИРА.

2010 год – Фёдор Рытиков и Юлия Курылёва стали серебряными призерами Чемпионата мира, а Артем Акмулин и Сона Диланян вошли в десятку сильнейших караокеров мира. Чемпионат мира 2010 впервые проводился в г. Москва, Россия.

Отныне это новые Звёзды Российского Караоке, многих из которых можно видеть и слышать в московских караоке-клубах и клубах других городов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Материалы официального сайта ресторана-караоке «Дуэты» (www.duets.ru)
  2. Материалы сайта «karaoke.ru» — всё о караоке (www.karaoke.ru)
  3. Материалы сайта «Art-karaoke» (www.art-karaoke.ru)
  4. Материалы сайта «Allkaraoke» (www.allkaraoke.ru)
  5. Материалы сайта «clubkaraokerov» (www.clubkaraokerov.ru)
  6. Материалы сайта «Karaokeboom» (www.karaokeboom.ru)
  7. Материалы сайта «karaokeclubs» (www.karaokeclubs.ru)
  8. Материалы сайта «Karaokekrick» (www.karaokekrick.ru)
  9. Материалы сайта «Karaokeplus» (www.karaokeplus.ru)
  10. Материалы сайта «Karaokeproff» (www.karaokeproff.ru)
  11. Материалы сайта «Lg-karaoke» (www.lg-karaoke.ru)
  12. Материалы из Википедии — свободной энциклопедии
  13. Материалы официального сайта газеты «РБК» (www.rbk.ru)
  14. Материалы статьи «Программы для караоке» журнала «Компьютер Пресс» (www.compress.ru)
  15. «История караоке» (по материалам статей А. Черникова, Андрея Ли)

Научно-практический консультант работы — М.  Храпов.

Приложение:

Список программного обеспечения для караоке.

Используя эти программы, можно создать вполне профессиональную караоке-студию прямо у себя дома, на самом обычном ПК.

Galakar — программа для проигрывания караоке на компьютере от разработчиков сайта karaoke.ru. Эта программа позволяет прослушивать караоке и миди-файлы, не требовательна к ресурсам.

«Notation Player» — уникальный проигрыватель mid и kar файлов с отображением информации в виде нотного стана с партитурой каждого инструмента.

«KarPocket» воспроизводит караоке-файлы с расширением .kar, .mid и обычные midi-файлы в карманных устройствах PDA под управлением Windows Mobile.

KarMaker — программа для быстрого и легкого создания караоке-файлов формата .kar от разработчиков сайта karaoke.ru.

VanBasco’s Karaoke Player — многофункциональный бесплатный плеер MIDI и караоке-файлов, один из старожилов в Интернете, завоевавший огромное число поклонников, благодаря удобному интерфейсу и богатому функционалу.

КараКЕЙоке — бесплатный проигрыватель караоке файлов форматов *.mid и *.kar. Дополнительно программа имеет несколько режимов обучения игре на музыкальном клавишном инструменте CASIO, подключенном к компьютеру. Благодаря этому можно не только петь загруженную композицию, но и учиться играть её на синтезаторе с подсветкой клавиш!

Караоке-проигрыватель KaraWin Pro -  многофункциональный проигрыватель и редактор караоке-файлов форматов *.mid и *.kar. Проигрывает mp3 караоке, mpeg, avi, dat (VCD, например).

KaraFun — программа для создания и проигрывания караоке-файлов. KaraFun воспроизводит почти всё: — KAR, CDG, KFN, KOK, LRC.

Караоке-проигрыватель RealOrchestra -  довольно занимательная программа для проигрывания миди и караоке-файлов. Помимо привычных форматов *.mid и *.kar позволяет проигрывать караоке-файлы *.st3.

Караоке-плеер VocalJam -  программа отличается возможностью оценки пения, видеорядом, записью вокала. Распространяется только на CD.

Софт-синтезатор Yamaha -  популярнейший софт-синтезатор для семейства WindowsXP Yamaha

Профессиональное караоке-оборудование

В России существует несколько караоке-систем, которые можно назвать одним словом «профессиональное оборудование для караоке бизнеса». Эта аппаратура предназначена для создания караоке в ресторане или клубе, но также может быть использована для элитного домашнего караоке.

«KaraokePro HD250» улучшенное решение HD80. Караоке-система предназначена для серьезных инсталляций. Рековое исполнение, DJ-пульт, видеоряд высокого качества.

Группа ART-SYSTEM вывела на рынок новую корейскую разработку, пришедшую на смену DAEWOO ACS-901K.

«Karaoke Evolution» — комплексное решение для караоке клуба.

«CAVS JB199 Premier» — американская караоке-система, предназначена для профессионального использования.