Вокал и певческий голос. В вопросах и ответах

Тема в разделе 'Беседка караокеров Москвы и Подмосковья', создана пользователем Руслан, 26 дек 2014.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Знаю я без ложной скромности поболее многих профессоров вокала. А вот воплощаю знания с трудом. Не хочется бросать основную работу. А она многие усилия по тренингу сводит на нет.
    Клуб Караокеров нравится это.
  2. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Кто изучает вокал,тот сразу видит знания.А главное,что знания отделены от хлама,как мне видно...
    Galanik и Клуб Караокеров нравится это.
  3. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Это вопрос к качалке,или...что подходит больше?
    Клуб Караокеров нравится это.
  4. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    По-разному. Понятно, что надо развивать и в каком направлении, а как -- пусть каждый решает для себя. Кабалье (выкладывал тут уроки) кладет ученикам блин от штанги на живот. И заставляет их вдыхать и выдыхать. На мой взгляд, весьма неэффективно. Но результат даст.
    Клуб Караокеров нравится это.
  5. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Меня ,как знающего,что такое спорт...это улыбнуло,блин от штанги на живот.Может для женщин это круто...
    Клуб Караокеров нравится это.
  6. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Для контроля динамики своего вокального развития помимо хорошего рекордера имеет смысл использовать бесплатные, весьма чувствительные датчики. Руки. Главная проблема мужского вокала -- слишком много сил и желания, а эффективности мало. КПД низкий. Колбасит из-за плохой диагностики и слабого совершенствования своего резонирующего корпуса. Сплошные стоячие волны. Плюс звук кидаем как тяжеленные кирпичи. Силы молодецкой ведь много. А недоразвитые внутренние мышцы просто не выдерживают такой тяжести. Включается гортань, воротниковая зона, шея, жевательные мыщцы. ;)

    Диагностика руками. Одна рука кладется на грудь (грудина), вторая -- на макушку головы. Помогает хорошо диагностировать во время упражнений состояние резонаторов (головного и грудного). Ещё один приём -- одна или две руки на шее сзади. Сразу ясно, где перенапряжение, и шея невольно расслабляется (если на это, конечно, успели настроиться).
    Последнее редактирование: 18 янв 2015
    Клуб Караокеров и Gourmet нравится это.
  7. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Простые приёмы | Как постепенно распеть свой природный голос

    Есть простой приём, который можно рекомендовать практически любому. Подходит для любого уровня развития вокала. Пение с закрытым ртом.

    Закройте рот, но не сжимайте зубы. Можно оставить небольшую щель в губах. Пойте на меццо-воче (среднем голосе, без напряжения) любимые песни или вокальные упражнения. Всё.

    Закрытый рот создает отличные акустические (для звука) и аэродинамические (для воздуха) условия внутри всей вашей "вокальной трубы". Помните, что от того, что широко раскрываете рот, звук лучше не становится. Аэродинамика и акустика только ухудшаются. Поэтому и при концертном исполнении надо искать такое оптимальное положение нижней челюсти, чтобы не было крайностей -- когда она излишне сжата или же наоборот -- раскрыта, как у бегемота.

    Пение с (полу)закрытым ртом очень полезно в качестве распевки/разогрева голоса перед выступлением.
    Клуб Караокеров нравится это.
  8. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    А как без бегемотства?Как же заглубить звук?Как тенору басом петь?К этому ведь все стремятся,судя по результатам:)
    Клуб Караокеров нравится это.
  9. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Я уже отвечал на этот вопрос. Совет простой: закрой рот, открой глотку.

    Глотка раскрывается (при закрытом рте) особыми мышцами. При раскрытии глотки автоматически слегка опускается гортань. Чтобы опустить её ещё больше и добавить объема, достаточно поработать мышцами чуть ниже пупка. Они включаются при "коровости", рвотном рефлексе ("тошниловка"). Можно искать другие аналогии. Но суть в том, чтобы гортань немного опустилась сама за счёт импульса снизу. Это увеличение верхнего объёма (ротоглотка, гортаноглотка).

    Можно увеличивать и нижний объем (зона от пупка до тазовой диафрагмы). За счёт работы мышц именно на этом уровне (не выше!) в ширину (право-лево), глубину (вперед-назад) или высоту (верх-низ). Тот самый пресловутый шар в животе (Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд). "Шар" этот может менять форму за счёт импульса в том или ином направлении перпендикулярности (ширина, глубина, высота). Умение управлять этим шаром (его формой) в ходе пения есть диафрагмальная артикуляция (диафрагмальная аппликатура). Направление связано с предыдущим состоянием (импульсом) и конкретной гласной, под которую и строится объем. Например, под И лучше ширина.

    Важно понимать, что вся эта вокальная машинерия выстраивается тренажем. Постоянным. Во время исполнения уже поздно думать о том, как и что нужно делать. Во время занятий идёт ручное управление (сознание). Во время исполнения -- автопилот (подсознание). Простая аналогия: фигурное катание. Технически сложные элементы отрабатываются на тренировках. Во время выступления ручное управление должно быть минимальным. Тогда и будет максимальное качество.
    Последнее редактирование: 20 янв 2015
    Клуб Караокеров нравится это.
  10. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Как именно раскрывается глотка при закрытом рте, кстати, довольно правильно показывал и Басков в своих мастер-классах. Посмотрите.
    Клуб Караокеров нравится это.
  11. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    О парадоксальном дыхании. Шаляпин и Карузо

    Яков Рубенчик
    << Даже при существовании большого количества хороших записей у таких певцов как Карузо и Шаляпин до сих пор никто из специалистов убедительно не смог объяснить, какая вокальная методика ими применялась и какие особенности вокальной технологии были для них характерны. Т. е. голоса певцов мы слышим, а тайна их искусства остается тайной.

    Мне посчастливилось встретить Павла Афанасьевича Клюшина (1888-1975) и общаться с ним на протяжении 20-ти лет. Тогда, в начале пятидесятых, я был молодым и очень любил петь. Прослушав меня, Клюшин спросил, не хочу ли я научиться у него петь как Карузо и есть ли у меня деньги. В ответ я, преодолевая душивший меня смех, пробормотал слова благодарности, но от занятий отказался, сославшись на необходимость получения до начала занятий с ним общего музыкального образования, включающего теорию музыки. Впоследствии я провел много часов, беседуя с ним о музыке и пении, слушая его разборы исполнения отдельных вещей великими певцами и слушая его самого как вокалиста-педагога. Я очень скоро убедился, что имею дело отнюдь не с шарлатаном, а с выдающимся теоретиком и знатоком вокального искусства.

    Судьба Клюшина сложилась не совсем удачно. Он рано потерял работу на оперной сцене из-за частичной потери слуха, а когда я познакомился с ним, он был на пенсии и жил с женой в маленькой комнатушке в Ленинградском Доме ветеранов сцены...

    Клюшин является создателем стройной теории, раскрывающей основные вокальные приемы великих певцов (Карузо, Шаляпин) и позволяющей молодым певцам быстро добиваться значительных успехов, а ветеранам – восстанавливать певческий потенциал даже при частичной потере голоса.

    Вокальная теория Клюшина позволяет при пении добиваться органического звучания голоса в сочетании с автоматизированным процессом дыхания. Для достижения эффекта органического звучания певец должен систематически выполнять определенные дыхательные гимнастические упражнения перед пением и начинать петь только тогда, когда его эмоциональный настрой будет адекватен настрою борца перед боем. По этому поводу, Клюшин любил говорить, что интенсивные дыхательные упражнения приводят его в такое эмоциональное состояние, что ему хочется драться.

    Действительно, эти упражнения имеют некоторое сходство с тем, что можно наблюдать в фильмах с каратэ. Эта же дыхательная гимнастика необходима для автоматизации процесса дыхания, которая предусматривает полное или почти полное исключение вдыхательной функции при пении. Вдох заменяется автоматическим поступлением воздуха в легкие, что вызывается интенсивным выдохом в том месте музыкальной фразы, где певец считает это необходимым, иногда после каждого слова, а иногда и в середине слова. Клюшин считал, что аналогичный принцип используется при дыхании на некоторых тяжелых работах с размеренным темпом (косарь, дровосек) и должен использоваться во многих видах спорта, так как позволяет исключить попадание избыточного кислорода в легкие и раннее сгорание организма. Его ученик Виктор К. успешно применял автоматизированный способ дыхания также и в спортивных соревнованиях, занимая при этом призовые места.

    Нет сомнения, что Клюшин создал свою теорию не на пустом месте. Он творчески развил и практически реализовал основные идеи крупного русского ученого фониатра Л. Работнова (1879-1934) и обосновал его гипотезы о вредности чрезмерного наполнения легких воздухом, об автоматичности всех частей голосового аппарата и др. В частности, певческое так называемое <парадоксальное дыхание> (термин Работнова), объясняемое с использованием довольно сложной медицинской терминологии, в теории Клюшина - это дыхание при ПРАВИЛЬНОМ пении, когда певец так настраивает свой организм, что ВЫДОХ становится главнейшим фактором, обеспечивающим автоматизм певческого процесса. С другой стороны, обычное певческое дыхание, квалифицируемое Клюшиным как НЕПРАВИЛЬНОЕ, предусматривает сознательное рациональное распределение вдыхаемого воздуха. >>
    Gourmet и Клуб Караокеров нравится это.
  12. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Об органическом пении | Шаляпин и Карузо

    Яков Рубенчик
    << Особенно интересным было клюшинское разграничение поющих на две категории: певцов с органическим, или телесным, звучанием голоса и певцов с функциональным (термин Клюшина) звучанием голоса.

    Про последних Клюшин любил говорить: голос звучит, а человека за ним нет. В связи с этим я вспомнил один интересный эпизод.

    В Мариинском театре шла “Пиковая дама” с В. Ивановским в роли Германа. У этого тенора был довольно красивый ровно звучавший голос. Внезапно, во время одного из драматичнеших моментов оперы мне неудержимо захотелось смеяться из-за его пения, и я с трудом сдержался. На мой взгляд, это – один из ярких примеров функционального пения, когда певец интерпретировал текст и мелодию вне образа героя. И я сильно сомневаюсь, что функционально поющий индивидуум вообще в состоянии воссоздать тот или иной музыкальный образ. Функциональное пение – это пассивное пение прямым звуком, идущим, в основном, от головного резонатора.

    Способность к органическому пению, т.е. когда не один голос, а весь организм певца участвует в певческом процессе, может проявляться спонтанно, но также может быть выработана путем тренировок приемами парадоксального дыхания. Органическое пение – это активное пение отраженным звуком (пение в себя). При органическом пении участие грудного резонатора является определяющим. >>
    Клуб Караокеров нравится это.
  13. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Мне кажется,что грудной резонатор-это дело не первого этапа обучения.Многие лезут "к нему" с первого занятия,в итоге один бубнеж слышен.
    Клуб Караокеров нравится это.
  14. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    1. Цитата про органическое пение принадлежит не Руслану, а Якову. Это важно. ;)
    2. С грудным резонатором не всё так однозначно и категорично. Резонатор суть усилитель. А вот где возбуждается звук, который усиливается в грудном резонаторе? Вот ведь в чём вопрос. Если в трахее, это одно. Если в бронхах -- совсем другое.

    Ну а если думаем, с чего начинать на первом году обучения -- с бронхов, али с горла или головы... То я рекомендовал бы с бронхов. Что в эстраде, что в классике.
    Клуб Караокеров нравится это.
  15. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Это же войдет в человека на уровне инстинкта,глубить будет и хорошо,если просто глупо выглядеть,а голос если потеряет?С бронхов "звук поднять"...Вы же знаете,на сколько это сложно:confused:Или что-то упускаю?
    Клуб Караокеров нравится это.
  16. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Надо просто понимать, как и зачем. Теоретически можно и на гитаре играть без корпуса и дек. Объясняя это тем, что есть желающие засовывать кулак по локоть в корпус. ;)
    Клуб Караокеров нравится это.
  17. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Что касается поднятия звука с груди. Это не штанга. Если певец берёт на вооружение модель тяжелой атлетики, он создаёт сам себе гигантские проблемы.

    Коротко о проблемах. Как известно, мы можем пользоваться двумя усилителями звука -- головным и грудным резонаторами. Если человек "садится на голову", он оттуда до дна вряд ли доберется. Во-первых, звук от головы идёт более звонкий (как-никак кость), его лучше слышать (и мы невольно тянем звук к своим ушам, при этом нередко задираем дыхание). Во-вторых, за вычетом, пожалуй, низких голосов (бас, контральто) люди тянутся к высоким нотам. Это круто. Это борьба с собственным (надуманным) комплексом вокальной неполноценности. В-третьих, включить комплекс нижних мышц (тазовые и брюшные) очень сложно, когда наверху звук уже есть. Они ленивые. Организм не захочет пахать там, внизу, когда наверху всё вроде как замечательно.

    Не знаю, в курсе ли вы, но микрофон помимо позитива имеет и весьма негативный побочный эффект: он формирует как бы анестезию голоса, возникает ощущение достаточности пения надсвязочной часть вокальной трубы. Грубо говоря, глоткой, ртом и головой. Даже если вы об этом знаете, справиться с такой анестезией непросто. В караоке-клубах я бы рекомендовал иногда выходить в коридор или даже туалетную комнату и просто пробовать что-то сказать. Вы услышите, насколько реально слетели (благодаря микрофону) с правильной позиции или даже вообще охрипли.

    По груди: атака звука там должна быть очень быстрой и острой (как иголка). Это должен быть пневматический удар (напр., на звуке А) НИЖЕ нижней части трахеи, т.е. в карине. В итальянской вокальной школе его называет кальпетто. Некая аналогия -- обычный кожаный ремень. Сложите его пополам, возьмите за концы двумя руками, немного подведите друг к другу руки и быстрым движением разведите в стороны, чтобы услышать хлопок. Если это будет медленно и лениво, звук (атака) будет соответствующей. Ремень даёт аналогию быстрой атаки, но не даёт понимание остроты. Думайте, ищите, что вам подходит.

    С грудным резонатором надо знать важный закон: нельзя петь трахеей (в просторечьи грудью). Это опасно (трахея раздувается и сильно искажает тембр). Трахея -- это только УСИЛИТЕЛЬ. Там не нужен избыточный воздух и не должен формироваться звук (атака). Только усиливаться! Правильная атака в карине требует также сужения "ниппеля" (комплекса мембранозной перепонки в районе главных бронхов). Если вы попробуете поработать на стоне, спокойном стоне, то "ниппель" сам придёт в идеальное состояние. Т.е. врождённый рефлекс (стон) при минимуме затрат аккуратно сожмёт автоматически "ниппель". Нельзя не только раздувать трахею, но и раздувать "ниппель" карины. Это надо показывать, но, полагаю, можете додумать, просто экспериментируя со стоном. Если обращали внимание, на высоких нотах итальянцы нередко добавляют "итальянскую слезу". Она не только эмоциональная краска -- это один из секретов приведения ниппеля в нужный тонус. Просвет сужается до оптимального диаметра. Полностью перекрывать также нельзя.

    Учить стону и итальянской слезе очень просто. Человека с любым уровнем вокальной готовности. Дальше зависит от маэстро и самого ученика. Он должен учиться слушать свой организм. Не ушами, а мышечно.
    Клуб Караокеров нравится это.
  18. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Вопрос:зачем сидеть на "дне"?Что это дает?Кроме бубнежа.
    Обычная ситуация:не маленький зал,много людей у вокалиста пение без костыля...т.е. без микрофона.Он на "дне сидит"...и кто его услышит?
    У нас есть звезды,сидящие "на дне"...так в зале громче чихают,чем они поют.....это разве не показатель?

    Если у нас такая школа,то где проверить "кто прав"?Где спеть без микрофона с кем-то по куплету?...т.е. лично я напрочь отвергаю пение "на дне".....а считаю:хотим мы,не хотим,а грудной резонатор работает АВТОНОМНО и не надо его трогать,как это делают...многие.
    Клуб Караокеров нравится это.
  19. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Грудной резонатор и бронхи -- несколько РАЗНЫЕ ВЕЩИ. Судя по коментариям, Вы это пока не поняли. Как и то, где же находится дно.
    Клуб Караокеров нравится это.
  20. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    А кто понял?Есть такие?Мне бы наглядные ролики в Ютюбе глянуть,как и что надо делать правильно.Например запись концерта Вашего.Там же видно,какая школа,какая техника,какое дыхание и т.п.(если есть конечно видео)А так только догадываться остается.
    Последнее редактирование: 27 янв 2015
    Galanik и Клуб Караокеров нравится это.
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей