Вокал и певческий голос. В вопросах и ответах

Тема в разделе 'Беседка караокеров Москвы и Подмосковья', создана пользователем Руслан, 26 дек 2014.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Так всё сложно?Годами?Может вопрос не во времени,а вопрос:как?Как её брать технически?
    Я тут слышал понятие "взять мишечку с груди".....т.е. для меня перевод примерно такой:если ты штангист,поднимай 500 кг и точка.
    Может в этом причина "забивки" на верхние ноты?
    Или проясните,как с груди поднимаются верхние ноты?Может я суть не понял?.....Может "опора на груди"???Т.е. как её поднимать с груди???верхнюю...:eek:
    Клуб Караокеров нравится это.
  2. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Вокал -- не штанга. Хотя если хотите добиться серьёзных результатов, придётся попотеть. И не один месяц.

    Рабоче-крестьянское "взять мишечку с груди" -- это явно не итальянская школа вокала. И даже не русская. ;)

    Попробуем разобраться. Изложу очень на пальцах, с большими упрощениями, но нужно отталкиваться от единого понимания процессов.

    Итак, у каждого голоса есть середина (примерно октава), есть верх (примерно квинта, 7 полутонов) и есть низ (примерно кварта, 5 полутонов). Если понимаете, что диапазон и качество -- вещи конкурирующие друг с другом, то определитесь для начала с качеством. Какого вам хватит. Ну, например, берёте как эталон требуемого качества что попроще -- Олега Газманова, Леонида Агутина или там Стаса Михайлова. Затем примеряете на себя. Смотрите свои средние ноты (где проще петь без напряга). Отмерьте на клавиатуре (лучше электронной, которая может быть всегда под рукой). Затем выявляете трудный участок вниз и засекаете самую нижнюю ноту, которую более-менее прилично можете издать без хрипа. Аналогично для верхних. Где без визга.

    Собственно это всё -- диагностика. Затем (раз уж мы пошли по пути самолечения) прикидывате, к какой пристани вам нужно пристать: тенор, баритон, бас.

    Тенор. до малой октавы -- до второй октавы. Переход: ре# -- фа первой октавы (конфликтная нота: ми)
    Баритон. ля большой октавы -- ля первой октавы. Переход: до# -- ре# первой октавы (конфликтная нота: ре)
    Бас. фа большой октавы -- фа первой октавы. Переход: си малой -- до# первой октавы (конфликтная нота: до)

    Это не строго. Могут быть отклонения в обе стороны примерно на малую секунду (в полутон). Но схема примерно выглядит так.

    Напомню, что для мужских голосов затрагиваются следующие октавы (от низких к высоким): большая, малая, первая, вторая.

    Легко заметить, что смещение эталонных диапазонов от баса к баритону и затем тенору идет примерно в терцию -- большую (4 полутона) или малую (3 полутона). Переходные ноты (где идёт переключение регистров) отличаются примерно в половину смещения -- 2 полутона (большая секунда).

    Вы наверное слышали, что для мужских голосов различают грудной и головной регистры. Т.е. диапазон снизу до переходных нот (грудной регистр) и выше переходных нот (головной регистр). Для простоты считайте, что грудной регистр озвучивают бронхи, карина (низ грудины, где и начинает трахея делиться на большие бронхи) и сама трахея (что ниже гортани). А головной регистр -- то, что выше гортани (внутри неё и расположены связки/складки), т.е. зона ротоглотки и носоглотки.

    Иногда выделяют (чаще у женщин) еще и смешанный регистр (микст). Он больше затрагивает саму зону гортани, т.е. гортаноглотку.

    Итак, есть два отсека, две акустические камеры: "грудь" и "голова". Грудь -- нижние частоты. Голова (звенит "черепушка") -- высокие. Понятно, что можно ВСЕГДА в голосе смешивать низкие и высокие частоты. В разной пропорции. И получать разный тембр. В нижней части диапазона превалируют низкие, но могут быть примешаны и высокие. В верхней -- доминируют высокие и могут подмешиваться низкие. Всё очень просто.

    В классической старой итальянской школе переключения регистров не должно быть видно. Никаких швов. Это технически очень тяжело. Потому в зоне "турбулентности", т.е. переходных нот с небольшим запасом, регистры как бы смешивают (обычно прикрытием, причём мягким, мысленным переворотом ноты не в голове, а в карине). В советской академической школе за устранение швов при переключении регистров особо не боролись. Ну переключил "скорость", перешел с груди на голову и ладно. Одни в своей технике сидели преимущественно на голове -- яркий пример: Иван Козловский. Другие всё норовили грудью -- тот же Марио дель Монако.

    Переходные ноты и есть ключ к верхним нотам. Чтобы идти за ними сразу наверх, надо "садиться на голову", но тогда вы потеряете живот и хорошую опору. Иногда безвозвратно. Особенно если на микрофоне. У вас будет звенящий, приплюснутый "лысый" тембр (примерно как у Аль Бано). Хорошие педагоги учат сначала построить мощную и надёжную опору (капитальный фундамент) и никогда не терять живот, при самых высоких нотах. В этом случае ключ к верхам -- именно низы. Их развитие. Как это не покажется странным.

    Можно добиваться и тотального микста (на всём диапазоне!). Есть педагоги, которые вообще учат не знать о переходных нотах. И так строят машинерию, что переход осуществляется автоматически, сам собой. Другие -- отстраивают октавные обертоны. Т.е. при взятии переходных нот начинать атаку (мысленно и мышечно) на октаву ниже. Владею более-менее обеими техниками. Очень полезно.
    Клуб Караокеров нравится это.
  3. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    В резонансной теории пения проф. В.П.Морозова есть понятия НПФ (низкая певческая форманта) и ВПФ (высокая певческая форманта). Т.е. это на частотном спектре зоны концентрации частот в нижней части (грудь) и верхней части диапазона (голова).

    Если из записи срезать ВПФ (у баса, баритона, тенора), будет глухой размытый звук, без остроты. Он не имеет полётности и с трудом будет прорезать оркестр (фонограмму). Если срезать НПФ, голос будет лысоват. Вывод: при взятии ЛЮБОЙ ноты диапазона важно иметь качественные НПФ и ВПФ. За это отвечает "машинерия" (то, как у вас выстроена внутренняя система управления голосом, ваш "вокальный процессор").
    Клуб Караокеров нравится это.
  4. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Ну конечно будет,только не для всех.Кого природа обделила,то будет лысоват.
    Клуб Караокеров нравится это.
  5. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    СЕКРЕТЫ ПАВАРОТТИ

    Диафрагма и воздушный шар в животе
    Luciano Pavarotti (1935—2007)

    Выдающийся итальянский оперный певец -- один из самых известных певцов второй половины XX века. Отмечают, что благодаря своему вокальному мастерству, характерной легкости звукоизвлечения, сочетающимся «с высокой индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность», Паваротти стал «одной из „суперзвезд“ оперной сцены XX столетия». Его популярности способствовали также частые появления в прессе и трансляции выступлений Паваротти по телевидению. Лучано Паваротти вошел в поп-культуру после исполнения Nessun Dorma на церемонии открытия мирового кубка FIFA в 1990 году в Италии. В этот же период начинается совместное сотрудничество Паваротти с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом в проекте «Три тенора» — цикле концертов трёх артистов, призванных донести оперный репертуар до широкой аудитории. В дальнейшем «Три тенора» продолжали совместные выступления в течение 15 лет, имея большой коммерческий успех.

    <<
    -- О переходном регистре…
    -- Это стоило мне 6-ти лет обучения. Певец должен осознать важность этого момента с самого первого дня.

    -- Каковы ощущения в горле? Увеличивается мышечное напряжение?
    -- Не совсем. Скорее, наоборот, мышцы должны быть совершенно расслаблены, как будто ты зеваешь, но голос при этом должен быть более сжатым, собранным. В начале обучения кажется, что при этом ты жертвуешь звуком. Он меняет свою окраску… но когда переходные ноты начинают получаться, становятся уверенными… всё становится на своё место.

    -- При этом увеличиваешь объём в горле?
    -- Нет… на переходных нотах я уменьшаю объём. Нормальный объём у меня до и после переходных нот.

    -- Сжатый звук только на переходах?
    -- Но сжатие только внутри меня самого. Это не значит, что звук должен получиться зажатым. Звук должен быть ровным, чему способствует активное использование резонаторов.

    -- Позиция на переходных нотах становится глубже?
    -- Нет… позиция не меняется… Она всегда остаётся высокой, даже когда я пою низкие ноты.

    -- О дыхании. Что ты чувствуешь?
    -- Ощущение простое, как в туалете. Сохраняю это ощущение, пока не окончу фразу.

    -- Твои ощущения сосредоточиваются где-то внизу?
    -- Потому что кверху всё пойдёт само по себе. Вверх воздух идёт сам, медленно-медленно, пока ты поёшь. Самый большой секрет состоит в том, чтобы иметь терпение дать диафрагме снова занять нижнее положение до начала новой фразы.

    -- Между фразами нельзя оставлять диафрагму вверху?
    -- Воздушный шар ещё не успевает наполниться снова.

    -- Воздушный шар в животе?
    -- Да, я думаю, это правильно. Как будто этот шар то поднимается, то опускается. Вверх вниз, вверх вниз… Сообразуясь с фразой, ты надуваешь шар сильнее или слабее… Я уверен, что если позволить диафрагме не работать дней пять или шесть, то в нужный момент она меня подведёт. >>
    Клуб Караокеров нравится это.
  6. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Когда знаменитое сопрано Джоан Сазерленд (Австралия) обучала уже опытного Лучано Паваротти своей технике, он долго не мог понять, как это делается. Она заставляла его класть руку себе на живот пониже пупка. Один раз возникла пикантная ситуация, когда в комнату вошёл муж Джоан и застал их за этими упражнениями... ))
    Клуб Караокеров нравится это.
  7. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    ОПОРА И ВОЗДУШНЫЙ ШАР
    Joan Sutherland (1926—2010)

    Выдающаяся оперная певица. Выступала сначала как меццо-сопрано, затем как драматическое сопрано, позднее как колоратурное. Определяющей стала для Джоан встреча с сиднейским вокальным педагогом Аидой Диккенс. Та открыла у девушки настоящее драматическое сопрано. До этого Джоан была убеждена, что у нее меццо-сопрано. Профессиональное образование Сазерленд получила в Сиднейской консерватории.

    Дама-командор ордена Британской империи. Обучала своей вокальной технике Лучано Паваротти. С начала 1960-х годов входит в число крупнейших певиц современности. В статьях и рецензиях ее часто называют звучным итальянским словом La Stupenda («Изумительная»).

    ---
    <<
    В сущности, пение – это дыхание, опора и посыл звука. Всё это очень просто… Меня учили дышать глубоко, грудью, на диафрагме, как это делают другие, но мои ощущения где-то глубоко в желудке или даже животе, ниже желудка. Именно дно! Именно шар! Это похоже на дно, на котором лежит надувной шар… только нужно контролировать выход воздуха из шара, чтобы этот процесс был медленным. Нужно не давать воздуху выходить слишком быстро. И тогда вы будете петь на дыхании.

    Свободное горло для меня значит полное расслабление в горле. Когда я чувствую горло, значит, я плохо пою.

    -- Значит, сознательно вы с горлом ничего не делаете?
    -- Сознательно я формирую высоту звука… и посылаю его!

    -- Посыл – это позиция?
    -- Да, конечно… позиция – это посыл звука в наши околоносовые пазухи. Некоторые ощущают, будто звук идёт в твёрдое нёбо, в купол. В переднюю часть этого купола… В общем-то, всё очень просто. На практике требуется время, чтобы преодолеть эти трудности… Я думаю, что грудным звуком нужно пользоваться ограниченно. У меня он остался недоразвитым.

    Основа обучения любого голоса – это выработка крепкой середины. >>
    Клуб Караокеров нравится это.
  8. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    ДИАФРАГМА. ДЫХАНИЕ И ОПОРА
    Монсеррат Кабалье | Мастер-класс 2011

    Выдающаяся испанская оперная певица (сопрано). Известна, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Дж.Россини, В.Беллини и Г.Доницетти. Её называют сегодня достойной наследницей легендарных артисток прошлого — Джудитты Пасты, Джулии и Джудитты Гризи, Марии Малибран.

    Обучалась в течение 12 лет в Лицее Барселоны и окончила его с золотой медалью в 1954 году. Поступила в 1956 году в Базельскую оперу, где в её репертуар вошли роли Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи. Между 1956 и 1965 годами Монсеррат Кабалье пела в оперных театрах разных городов Европы — Бремена, Милана, Вены, Барселоны, Лиссабона. В 1958 году она поет в Венской государственной опере, в 1960 году впервые появляется на сцене «Ла Скала». В 1964 г. она становится солисткой «Метрополитен-опера». С этого времени лучшие театры всего мира стремятся заполучить Кабалье на свою сцену.





    Упражнения на развитие мышц | Опосредованное управление диафрагмой

    Клуб Караокеров нравится это.
  9. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    А мужик,как ширит звук...
    Синявская давала мастер класс,а там"бас"...не дышал!:D:D:D:D:DОна трогает его за живот со словами:вы не умеете дышать?..........а это выпускники были!!!:eek::eek::eek::eek::eek:
    Последнее редактирование: 11 янв 2015
    Клуб Караокеров нравится это.
  10. Елисей

    Елисей Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Опору ощутить очень просто! Когда поёшь длинную ноту, держишь её до конца, и тогда, когда понимаешь, что у тебя воздух заканчивается, и ты уже не можешь держать ноту, наклоняешься вперёд, чтобы верхний пресс согнулся, и в таком положении допеваешь, сколько можешь. Вот когда выдохнешь последний воздух и расслабишься, место изгиба должно побаливать. Это и есть опора. Значит, спел на опоре. Конечно, на сцене этого делать не надо). Это для примера говорю, как опору почувствовать.

    Донна МакЭлрой (Donna McElroy), номинант премии Грэмми, педагог в Berklee College of Music
    Клуб Караокеров нравится это.
  11. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Тамара Синявская, полагаю, весьма самонадеянно узурпирует право определять, что правильно в певческом дыхании, а что однозначно нет. Ещё раз повторю: одного и того же результата (по качеству) можно добиться разными способами. И то, что кажется фантастически нереальным для одного, для другого -- норма.

    В оперном вокале особенно важно (наиболее эффективно) петь БЕЗ ДЫХАНИЯ. Вообще. Это не значит, что человек не дышит, но взятие дыхания малое и незаметное, малыми порциями, чаще -- в начале музыкальных фраз. А блокировка утечки воздуха -- максимальная. Тогда и будет достижима невероятная по длительности кантилена (непрерывное и гладкое звуковедение), которой славился, скажем, наш знаменитый баритон Павел Лисициан.
    Клуб Караокеров нравится это.
  12. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Хочу добавить...в любом вокале надо петь без ДЫХАНИЯ:D
    Но столкнулся с педагогами,которые учат петь на заборе большого дыхания,что надо раздуваться,как жаба...иначе удачи не видать:confused:
    Клуб Караокеров нравится это.
  13. Елисей

    Елисей Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Значительно улучшить качество звучания голоса помогает правильное дыхание. «Певческое дыхание» происходит за счет напряжения нижних реберных мышц и диафрагмы – это создает глубокую опору для звука и снижает нагрузку на связки. Важна и правильная поза. Лучше всего исполнять вокальные композиции, стоя в свободной позе, выпрямившись и развернув плечи назад, чтобы максимально освободить легкие. А не как многие караокеры поют сидя за столом - стесняются. Вдох необходим быстрый и энергичный, а выдох – предельно медленный и плавный. Плечи при вдохах и выдохах не должны двигаться, а вот живот должен приподниматься и опускаться – это можно контролировать, приложив ладонь к подвздошной области чуть ниже солнечного сплетения.
    Клуб Караокеров нравится это.
  14. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Что касается позы, есть разные мнения на сей счёт. При самом пении лучше следовать правилам танца: прямая спина, расправленные плечи, в тонусе живот. Эстетика и правильное состояние.

    А вот при тренаже и обучении нужны другие позы. Итальянцы предпочитали петь в небо, лежа на спине на песке на берегу моря. За счёт естественной опоры расслабляются зажатые мышцы. В некоторых итальянских методиках используется и принцип сидения на стуле с регулярным покачиванием корпуса вперед-назад (к коленям и в вертикальное положение). Чем-то напоминает знаменитое покачивание на тренерской скамейке во время матчей знаменитого футбольного тренера киевского "Динамо" Валерия Лобановского. Очень разумное упражнение. Разрабатываются мышцы, раздвигающие в стороны рёбра, и нет возможности перебрать дыхание. Оно перекрывается естественным путём, и утечка воздуха блокируется.
    Елисей и Клуб Караокеров нравится это.
  15. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    О русской вокальной школе | Владислав Пьявко
    Источник: Общественное телевидение России (ОТР), 03.12.2014

    Владислав Пьявко (род. 1941, Красноярск) — советский и российский оперный певец (тенор), педагог. Народный артист СССР (1983).

    В 1960—1965 годы учился в Государственном институте театрального искусства по классу пения у С. Я. Ребрикова.
    В 1965 году зачислен в стажёрскую группу Большого театра СССР.
    В 1966 году дебютировал на сцене Большого театра в партии Пинкертона в премьере оперы Пуччини «Чио-Чио-Сан» («Мадам Баттерфляй»).
    С 1966 по 1989 год — ведущий солист Большого театра СССР. В 1968-1969 гг. стажировался в миланском театре «Ла Скала».
    С 1989 по 1996 — солист Немецкой государственной оперы (Берлин).
    С 2000 года — преподаёт в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, с 2007 — профессор.

    Клуб Караокеров нравится это.
  16. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Мастер-классы Николая Баскова

    Мастер-классы народного артиста России, профессора Николая Викторовича Баскова на факультете Культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А.Шолохова.

    1. Вступительное слово (2012)



    2. Мастер-класс 28.09.2012



    3. Мастер-класс 26.05.2014

    Клуб Караокеров нравится это.
  17. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Руслан,я видео эти смотрел давно.Ваше мнение...всё круто?Николай,реально крут в педагогике?Звание профессор-это серьёзная заявка на профессионализм.
    Клуб Караокеров нравится это.
  18. Клуб Караокеров

    Клуб Караокеров Президент "Национального Союза Караокеров" Команда форума

    Оффлайн
    Судя по тому, что у Николая всё более чем отлично со сценой и с парнершей по опере - его метода признана, несмотря на то, что его голос скорее поёт на связках... прям как я! :D:D:D
  19. Руслан

    Руслан Топ-эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Давно смотреть не могли. Ибо второй мастер-класс был весной 2014 г. ;)

    Я не знаю его учеников. Знаю заочно его вокального педагога -- Лилиану Сергеевну Шехову. Она несколько лет назад скончалась. Ученики -- это практика. Он же здесь излагает теорию. И говорит вполне разумные и здравые вещи.

    Так что меньше обращайте внимание на его раздутый эстрадный имидж, а давайте обсуждать лучше суть. Что непонятно, что вызывает вопросы?
  20. Gourmet

    Gourmet Эксперт клубного караоке

    Оффлайн
    Вопрос о дыхании.Он говорит там,что дыхание надо брать много,очень много.Ваше мнение:это верно?
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей